Позиция узбекского фильма

У нового узбекского фильма позиция своя — незаемная. Мы становимся здесь свидетелями иной ступени развития юных героев, в чем-то близких персонажам Данелия и Шпаликова. Мы присутствуем при выявлении их гражданской сути — и прежде всего этим интересен нам Тимур. Гражданское и личное «я» соединены в молодом парне с удивительной последовательностью, и его общественное бытие исполнено той же цельности, что и его зарождающееся чувство… Духовное возмужание подростков наших дней — вот что стало темой, сутью картины, причем осознаем мы это как бы само собой — без помощи ораторских деклараций.

Может быть, самое важное достоинство фильма как раз и составляет естественность, с какой выражена его главная мысль. Сквозная тема ответственности юности за все, что происходит сегодня и будет завтра, решается в фильме свободно и ненавязчиво. Поэтому отнюдь не мысль «быть живым… — и только», к которой можно было при старании свести поэтическую концепцию картины Данелия, звучит в узбекском фильме. Скорее, поэтические строчки: «за всех расплачусь, за всех расплачусь» могут стать девизом его авторов. Причем девиз этот не изрекается, а извлекается из фильма. Поразительна легкость, с которой авторы обходятся без педалей в тех ситуациях, где стало привычным «заострять внимание», «расставлять акценты», «делать ударения». Вот почему так пришелся к лицу ленте ее комедийный склад. Равиль Батыров ищет способы выражения серьезных по своей сути конфликтов в юмористической стилистике и оказывается победителем. Гражданское «крещение» Тимура — речь на профсоюзном собрании — не теряет значения мужественного поступка от того, что форма его речи смешна. Как смешно и само собрание со взлетом измученного вконец петуха над хохочущим партером в финале.

Подбираете отель у Одессы для отдыха? Не проблема: Отель Афродита. Отдых в затоке — Одесская обл. Семейный отель на берегу моря именно для вас. Загляните.

…Так или иначе Тимур рассказал о попытке его «подкупа» мастером. Не умолчал и о своих бракованных деталях. Поведал под одобрительные возгласы и о том, как Кулдашев использует права члена завкома в своих интересах, а потом потребовал отвода мастера из списка кандидатов в завком. Сам своего поступка он всерьез не принял, просто поступил, как подсказало сердце. А вышло куда как весело: Кулдашева при голосовании «прокатили», но зато выбрали в завком молодого «критика». Это было не только неожиданно, но и совсем ни к чему. Но назвался груздем, полезай в кузов.

Здесь и начинается настоящая завязка — в ситуации, хорошо знакомой каждому зрителю. Все ведь знают, что делать дело самому гораздо сложнее, чем критиковать других… И вот зритель поудобнее устраивается в кресле: ну-ка, поглядим — вместе со всем цехом, с молодыми ребятами, с тем же Кулдашевым, обиженным глубоко и зло, но еще пытающимся играть в равнодушие, — каков ты сам-то окажешься в деле, поборник справедливости Тимур Гулямов?

Он и сам еще не знает этого. А пока он просыпается в холодном поту от ужасного сна. Снятся ему окружившие его просители: этому путевку, тому — место для ребенка в яслях, этой — жилплощадь, той — внеочередной отпуск… К тому же в цехе есть пьяница Гаврила. Жена его жалуется: деньги пропивает. Значит, надо Гаврилу воспитывать.

А пойди найди на него управу, когда этот верзила чуть что по зубам дает… Наивные, черные глаза Тимура расширены от возбуждения. Да и в самом деле, жил, как птица в небе, а тут на тебе: завком, общественные обязанности, и бежать надо не на пляж, а на какое-то заседание…